Chargeback или отмена денежного перевода (транзакции), выполненного с применением банковской платежной карты, является одним из немногих реально действующих способов, позволяющих вернуть украденные мошенниками средства, а также оплату товаров и услуг, которые не были получены.
Как и любая другая банковская услуга, выполнение процедуры регламентируется определенными правилами. В этом случае их устанавливают платежные системы в лице Visa, MasterCard или МИР. К каждой из них действуют свои сроки чарджбэка.
Кто является участниками чарджбэка?
Оспаривание транзакции по процедуре чарджбэк – сложная задача, в которой принимает участие не только покупатель и продавец товара/услуги, но и другие стороны:
- банк-эмитент – представляет интересы пострадавшей стороны и инициирует процедуру на основе имеющихся доказательств и фактов;
- банк-эквайер – банковское учреждение, в котором открыт счет компании, принявшей оспариваемый платеж;
- платежная система – выступает в роли арбитра, если банки заявителя и ответчика не смогут принять решение.
Сроки подачи и рассмотрения дел по чарджбэк
Хоть причины для инициирования чарджбэк у всех платежных систем схожи, сроки по их проведению отличаются. В большинстве случаев плательщик может подать заявление на протяжение 540 суток после осуществления денежного перевода.
Процедура инициирования чарджбэк состоит из таких этапов:
- пострадавший обращается в банк-эмитент с соответствующим заявлением на проведение отмены транзакции, в течение 45 дней эмитент должен отправить соответствующий запрос к эквайеру;
- банк-эквайеру дается 30 дней для рассмотрения полученных документов и принятия решения по удовлетворению или отклонению требования по чарджбэк;
- в случае получения отказа в возврате денежных средств, заявитель может обратиться в арбитражную комиссию платежной системы;
- решение по арбитражу принимается на протяжение 1-2 месяцев.
Что необходимо для подачи заявления на чарджбэк?
Для подачи заявки на отмену транзакции, пострадавшая сторона должна предоставить такие документы:
- реквизиты счета, куда были переведены деньги;
- номер транзакции;
- сумму денег, которая была отправлена на счет недобросовестного продавца;
- причину подачи заявления на чарджбэк;
- контактные сведения;
- доказательную базу в виде скриншотов переписок, записи телефонных или видео разговоров и т.д.
Нюансы инициирования Chargeback
Помимо сроков, чарджбэк имеет и другие «подводные камни», связанные с процедурой запуска:
- далеко не все сотрудники банков идут навстречу клиентам, ставшими жертвами аферистов, что обусловлено отсутствием стимула (за сопровождение этих дел им не доплачивают) или незнания, как необходимо оформлять чарджбэк;
- при обращении к компаниям, специализирующимся на возврате денег с помощью чарджбэк, можно попасть к мошенникам;
- в соответствии с правилами платежных систем, заявление должно быть оформлено на русском и английском языке.
Итоги
Сроки чарджбэк не являются критическим критерием, от которого зависит результат проведения процедуры. Куда большего внимание требует сбор доказательств и текст самого заявления. Тем не менее соблюдение сроков повышает вероятность благоприятного исхода дела.