Сбербанк – коммерческий банк России, который имеет крупнейшую сеть отделений и десятки миллионов клиентов по всей стране. Несмотря на масштаб банка, это не влияет на уровень защищенности его пользователей.
Ежегодно тысячи клиентов Сбербанка становятся жертвами различного рода мошеннических схем с использованием реквизитов пластиковых карт. В некоторых случаях жертвам удается самостоятельно решить вопрос и вернуть свои деньги.
Однако так бывает не всегда. Порой, чтобы доказать правоту, приходится прибегать к такому радикальному методу, как инициирование процедуры чарджбэк.
Когда чарджбэк сработает?
Обращение в суд имеет смысл, если продавец товара или поставщик услуги относится к юрисдикции РФ. Но и это не гарантирует, что пострадавший получит деньги обратно, ведь следствие и последующие судебные разбирательства длятся годами.
С платежными системами все гораздо проще и понятнее. Условия отмены транзакции, хоть и на английском языке, но прописаны в новых регламентах MasterCard и Visa. У каждой компании текст документов по чарджбэк Сбербанк несколько отличается, но основные понятия общие.
Оспорить транзакцию можно при возникновении таких ситуаций:
- если снятие средств было выполнено без ведома владельца карты;
- доставленный товар не отвечает заявленным характеристиками или качеству;
- за один и тот же товар или услугу было выполнено несколько снятий денежных средств;
- при оплате за товар/услугу списано больше денег, чем при первоначальном договоре с продавцом;
- товар доставлен с большим опозданием;
- после оплаты за товар или услугу продавец перестал выходить на связь.
К каждому из этих случаев у регламентов платежных систем есть индивидуальный номер, который обязательно нужно указать при написании заявления на чарджбэк в Сбербанке.
Также следует учесть, что каждый отдельный случай имеет разные сроки, указывающие, когда можно подавать иск на отмену транзакции. Он не превышает период 540 дней после перевода средств.
Этапы инициирования чарджбэк Сбербанк
Задача жертв – убедить банк, что они действительно являются пострадавшей стороной. Сбербанк должен стать в защиту их интересов. Достижение этой цели уже можно считать победой.
Инициирование чарджбэк осуществляется поэтапно и состоит из нескольких пунктов.
- Сбербанк запускает процедуру отмены транзакции. Если банку покажется, что предоставленных доказательств от пострадавшей стороны достаточно, он инициирует чарджбэк. Сбербанк обращается к банку-эквайеру с требованием вернуть деньги на счет клиента. Часто бывает, что банк выступает в роли эквайера и эмитента одновременно.
- Эквайер может сразу вернуть средства или обратиться к продавцу, получившему оспариваемый перевод с требованием объяснить ситуацию. В некоторых случаях эквайер сообщает эмитенту, что предоставленных доказательств недостаточно для принятия позитивного решения.
- Если банковские учреждения не находят компромисс, они передают дело на рассмотрение арбитражной комиссии платежной системы.
Независимо от того, какое решение будет принято платежной системой, оно является окончательным и обжалованию не подлежит.
Исключение из решения спора физических лиц, которые выступают стороной заявителя и ответчика, позволяет убрать человеческий фактор и максимально ускорить процесс рассмотрения дела.
Проблемы при подаче заявления на чарджбэк Сбербанк
Платежные системы руководствуются собственными регламентами при принятии решений по чарджбэк. Однако эти документы носят рекомендательный характер, поэтому банки могут принимать собственные внутренние документы, чем эффективно пользуется Сбербанк.
Чаще всего при подаче заявления на чарджбэк Сбербанк можно встретить такие объяснения отказов:
- Ошибки при заполнении формы заявления. Обычно в таких случаях звонят сотрудники банка и говорят, где именно и какая ошибка была допущена.
- Слабая доказательная база. Если этот момент упустит сотрудник Сбербанка, подобную оплошность заметят в банке-эквайере и дадут отказ на возврат средств.
- Неверно указан код. Этот момент может заметить работник Сбербанка, но на всякий случай лучше подстраховаться и переспросить код перед подачей заявления.
- Некомпетентность банковских работников. Чарджбэк начал активно использоваться держателями пластиковых карт недавно, поэтому далеко не все сотрудники банков с ним знакомы и знают, как правильно следует оформлять.
Инициирование чарджбэк – это сложный процесс, который требует выдержки, времени и наличия соответствующих знаний. Если есть сомнения в своих силах, лучше обратиться к специалистам, иначе вернуть деньги от аферистов так и не удастся.